Нативные редакционные материалы встречаются в советских газетах и журналах — в подобном формате публиковались статьи о новой продукции. Воспринимались они как полезные информационные материалы.
В 90-х годах все резко изменилось. Рост конкуренции на рынке потребительских услуг привел к тому, что в СМИ хлынули рекламодатели. Они хотели рассказывать о товарах широкой аудитории в формате редакционных статей. Материалы выпускались без пометки «реклама». При этом даже невооруженному глазу было видно, что статья проплачена. Публиковались и статьи в формате черного пиара, очерняющие конкурентов. Возникло понятие «джинса». Одни говорят, что термин «джинса» появился после выхода в эфир Первого канала сюжета от производителя джинсов. Другие уверены, что название «джинсе» дал украинский оператор мобильной связи, активно продвигающий свой пакет «Jeans» средствами скрытой рекламы.
Огромное распространение формата «джинса» вызывал негодование как у журналистов, так и у потребителей. Поэтому до сих пор многие скептически относятся к нативной рекламе, хотя между этими понятиями существует огромная разница (о которой чуть подробнее мы расскажем в одной из следующих статей).
Нативная реклама в современном понимании в России стала оформляться в прошлом году, когда произошел скачок роста диджитал-инструментов и переформирование рынка. В 2015 году отраслевая ассоциация IAB Russia выделила нативную рекламу как самостоятельный формат. В первой половине года издание Sostav проводило
исследование, показавшее что уже 29% рекламодателей, размещающих рекламу в интернете, используют нативную рекламу. По доле в общем объеме в России натив занимает всего 4-6%, но этот показатель будет расти: бренды готовы вкладывать средства в ту рекламу, нравится потребителям.